Кудрявцева Татьяна Александровна - 4.6.Использование здоровьесберегающих компонентов в образовании
№ п/п |
Здоровьесберегающий компонент |
Возраст учащихся |
Периодичность использования |
Краткоеобоснование выбора |
1 |
Аксиологический компонент: рефлексия |
5, 10-11 классы |
Постоянно |
Развивается эмоциональное, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительном интересе и потребностях; формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье. |
2 |
Гносеологический компонент: пальчиковая гимнастика, зарядка для глаз, физкультминутки, контроль позы учащихся и их чередование |
5, 10-11 классы |
Постоянно |
Изучение и применение методик по оздоровлению и укреплению организма способствуют формированию системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности; побуждает человека заботиться о своем здоровье, предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия. |
3 |
Оздоровительный компонент: чередование видов деятельности, труда и отдыха, дозирование домашнего задания, двигательной активности и видов преподавания; фитотерапия, ароматерапия |
5, 10-11 классы |
Постоянно
Период повышения заболеваемости гриппом и ОРВИ |
Формирование системы гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма; психогигиена и психопрофилактика учебно-воспитательного процесса для предупреждения функциональных нарушений.
Укрепление иммунитета, общеукрепляющее и оздоровительное действия на организм; привитие навыков профилактики заболеваний. |
4 |
Эмоционально-волевой компонент: положительные эмоции, эмоциональные разрядки (шутки, улыбки, афоризмы и др.), поддержание спокойного психологического климата на уроке, мотивации учебной деятельности |
5, 10-11 классы |
Постоянно |
Формирование опыта взаимоотношений личности и общества; закрепление желания вести здоровый образ жизни; сохранение здоровья человека и коллектива. |
5 |
Диагностический компонент: мониторинг развития учащихся и применение его результатов для реализации личностно-ориентированного обучения - разноуровневые задания, индивидуальные задания, в том числе творческие |
Начало обучения |
Текущий контроль 1 раз в четверть (или ситуативно) |
Возможность соизмерять усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка; рациональная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. |
6 |
Метод свободного выбора, активные методы, технология проблемного обучения |
5, 10-11 классы |
Периодически |
Свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение и работа в группах, ролевая игра, семинар, ученик как исследователь – эти методы способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения. |
7 |
Использование каналов восприятия |
5, 10-11 классы |
Постоянно |
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: аудиальное восприятие; визуальное восприятие; кинестетическое восприятие. Тактические приёмы задействования индивидуальных каналов восприятия для снятия стресса во время ответа у доски, представления «продукта» собственной деятельности, высказывания аргументированных мыслей.
|
|
Учет зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности |
5, 10-11 классы |
Постоянно |
Снятие ярко выраженного утомления, в том числе на последних уроках с целью предотвращения неспецифического напряжения организма - десинхроноза, являющегося основой формирования психосоматических заболеваний. |