Лингвистическая работа на уроках геометрии
Лингвистической работе на уроках геометрии тоже всегда уделяется время. Это работа с терминологией, ее лексическим значением. Так, на сегодняшнем уроке геометрии в 7-б и 7-в классе появилось знакомое детям слово – фигура. Выясняем с ребятами значение этого слова. Оказывается, что слово -то многозначное:
фигура – 1) внешнее очертание, вид, форма предмета; 2) очертание человеческого тела, телосложение; 3) положение, позиция, принимаемая при выполнении элемента движения (в танце, фехтовании и пр.); часть танца; 4) скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного; 5) словесный оборот, стилистический прием; 6) в шахматах – общее название всех фигур, кроме пешек; в городках – определенные композиции из 5 городков.
А на уроках мы будем рассматривать разные геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг и другие фигуры).
Такая работа не только помогает глубже понять смысл того или иного слова, но и воспитывает интерес и развивает чутье и к русскому, и к иностранному языкам (ведь среди терминов множество слов иноязычного происхождения). Вот примеры некоторых слов, с которыми проводилась этимологическая работа на уроке:
периметр (греч. peri – вокруг, metreo – меряю) – дословно: измеряю вокруг; сумма длин сторон прямолинейных геометрических фигур.
Сантиметр, дециметр, километр. У этих слов один корень (второй) – метр (греч. – мера). Сравните: мерка – мерить. Сантиметр (фр. cent – сто, + греч. – метр) – сотая часть метра. Дециметр (лат. decimus) – десятая часть метра. Километр (греч. chilioi – тысяча) – тысяча метров.
На следующих уроках работа с терминами обязательно продолжится и ребята напишут математический диктант.
Павлова Е. П.