О работе межрегионального семинара «Константы и переменные в преподавании образовательной области «Естественнонаучные предметы» на базе МАОУ "Лицей №10"
Одной из главных задач практикующих учителей сегодня является обеспечение необходимого качества образования в условиях ускорения темпов развития общества и полипарадигмальности образовательного пространства.
Самым главным вопросом, определяющим судьбу и эффективность предпрофильной школы и профильных направлений в рамках продвижения естественнонаучного знания, остается способность педагогов творчески решать непростые задачи становления и развития лабораторной и экспериментальной деятельности в условиях ограниченного количества часов учебного плана. Решение педагогами поставленных в контексте концепции модернизации образования задач сложных вопросов предполагает, наряду с обновлением содержания естественнонаучного образования, методологического аппарата и методической базы изучаемых дисциплин, тесное творческое сотрудничество преподавателей естественнонаучных и общественно-научных направлений.
От качества естественнонаучной подготовки школьников, наличия у них мотивации к получению знаний, сегодня во многом зависит успех реформ высшего естественнонаучного образования.
Именно поэтому, в ходе семинара организаторы попытались сделать акцент на экспериментальной и лабораторно-практической работе как ведущих деятельностных характеристиках образовательной среды, способной дать практическую подготовку, использовать потенциал лабораторий для перестройки содержания предпрофильного и профильного образования.
Между тем, время, отводимое на блок естественнонаучных предметов, в учебном плане сокращается и приобретает черты одного часа в неделю под названием «Естествознание», сводя к минимуму то, что наработано годами в общеобразовательной школе – стремление к фундаментальности, что грозит уничтожением специфики естественнонаучного образования в школе.
В рамках семинара мы стремились показать принципы оптимального соотношения практической и теоретической подготовки для продвижения профильного естественнонаучного направления.
Педагоги во время обсуждения единодушно сошлись во мнении о необходимости ориентации учебного процесса на освоение всё-таки отдельных естественнонаучных предметов и дисциплин, на целостную подготовку, только с более широким использованием интегрированного подхода, межпредметных связей и т.д.), активизацию практико ориентированного компонента в подготовке учащихся как базового, так и профильного уровней.
Коллеги школ города Советска вместе с педагогами нашего лицея продемонстрировали свои наработки в приоритетной области «Химия», показали эффективные методики или отдельные элементы технологий, которые направлены на результативность труда, связаны с разработкой и апробацией различных моделей реализации естественнонаучного направления.
Педагогическая грамотность преподавательского состава должна формироваться на основе глубокого понимания методических аспектов развития и реализации содержания естественнонаучного образования в условиях реализации ФГОС. Разработки и рекомендации по обновлению содержания естественнонаучного образования, представленные на семинаре, несомненно учитывают опыт реализации естественнонаучного образования в сочетании классического и нового.
Надо отметить, что переход от знаниево-ориентированного подхода к личностно-ориетированному – это сложный путь, по которому учителя уверенно идут вместе со своими воспитанниками. Актуальным и необходимым представляется то, что информационно-коммуникационные технологии теперь идут в помощь, «высвобождают» время для выполнения практики, помогают зафиксировать и спрогнозировать результаты, а налаживание интегративных связей между учебными дисциплинами, дает полное, целостное представление о картине мира.
В рамках семинара также затрагивался вопрос о попытках преодоления барьера между средней и высшей школой, говорилось о системности и объективности преподавания.
Также было отмечено, что содержание естественнонаучного образования в период обсуждения, а потом и реализации концепции характеризуется рядом особенностей, требующих тщательного изучения.
Прежде всего, как показала практика проведения семинара, учителю необходимо знание современных методических подходов к реализации той или иной области, учет всех структурных компонентов (предметное содержание, межпредметные связи, развитие личности, формирование профориентационных навыков и умений), и, наконец, использование богатейшего опыта преподавания дисциплин естественнонаучного цикла.
Визитной карточкой естественнонаучного образования является то, что с каждым годом растёт число тех ребят, которые решили связать свою судьбу с профильным естественнонаучным образованием. Именно поэтому концептуальные подходы, требования к содержанию образования и к преподаванию будут пересматриваться в сторону усиления именно экспериментальной практической составляющей, основанной на принципах интеграции, синергетики.