26 января в 9 «Б» классе прошел необычный урок-диспут по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Урок начался с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний: «В предисловии к роману М.Ю. Лермонтова сказано, что в Печорине собраны все пороки людей тех лет. Почему же он назван «героем того времени»? Ребята высказывали свое мнение, выдвигали различные гипотезы, указывая на противоречивость характера Печорина, особенности эпохи 30-х годов 19 века. Более подробно остановились и рассмотрели отношение Печорина к дружбе и любви в романе. Обучающиеся познакомились и применили на практике прием «Фишбоун» по технологии "Развитие критического мышления". Применение данного приема позволило учащимся с первых минут урока включиться в активную мыслительную деятельность. Класс разделится на 2 группы: первая группа работала над темой «Дружба в жизни Печорина» и рассматривала Печорина в системе мужских образов, вторая – «Любовь в жизни Печорина» и рассматривала героя в системе женских образов. Каждая группа ставила проблему, в соответствии со своей темой, а затем приступили к работе с текстом. По ходу чтения составляли схему «фишбоуна». Благодаря "фишбоуну” учащиеся составили опорный конспект, учились работать с текстом, анализировать поступки героев, делать краткие записи, представлять результаты своего исследования и работать в группе.
В итоге получились схемы - характеристики Печорина, в которых отразилось его отношение к дружбе и любви. Эта схема может служить опорой для рассказа содержания темы. На стадии рефлексии обучающиеся вспомнили и применили на практике еще один прием «синквейн» – это средство творческого выражения осмысленного материала. Ребята показали умение находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать всё в краткой форме. Этот прием - достойный итог изучения нового материала, который продемонстрировал не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. Г.В. Сийм, учитель русского языка и литературы