Проектные задачи в начальной школе
1-ые классы - «В мире животных»
2- ые классы - «Путешествие в музей Мирового океана»
3-и классы - «Доктор Айболит»
4-ые классы - «Конструируем мир»
Включение в учебный процесс проектных задач позволяет учителю, администрации школы в течение учебного года отслеживать пути становления способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. даёт возможность осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности школьников методом встроенного наблюдения и экспертной оценки.
При решении проектных задач ребята учились взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь её решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, публично представлять результат работы своей группы.
В 1-ых классах основная педагогическая цель – способствовать формированию разных форм учебного сотрудничества. Так ребята первых классов, работая в малых группах, выполняли задания из разных предметных областей. Все группы работали дружно, в результате – каждая группа презентовала свой конечный «продукт» - книжку – малышку «Эти забавные животные». Экспертами в группах были учащиеся 4-х классов. Таким образом осуществлялось разновозрастное сотрудничество.
Учащиеся 3 –их классов в ходе решения проектной задачина базе ресурсного центра г. Советска провели образовательное путешествие «Обитатели морских глубин размером XXL». В ходе занятий ребята защищали свои проекты, отвечали на вопросы викторины. На следующий день совершили увлекательное путешествие в пустыню Калахари и по результатам выполнения заданий из разных предметных областей создали странички журнала «Вокруг света». Ребята продемонстрировали хорошее усвоение предметного материала и возможность применять его в нестандартных условиях.
Ребята 2-ых классов в ходе решения проектной задачи посетили музей Мирового океана в г. Калининграде. В результате учебного сотрудничества группы справились со всеми предложенными заданиями. Учащиеся продемонстрировали умение создавать итоговый «продукт» - иллюстрированный журнал о музее Мирового океана.
Ключевой способностью, которая начинает проявляться в проектных задачах является учебно-практическая самостоятельность. Именно этапы становления этой способности становятся предметом особого мониторинга при решении проектных задач, а далее в рамках проектной деятельности в старшей школе.
Так учащиеся 4-ых классов при решении проектной задачи, пользуясь описанием проблемной ситуации, сами сформулировали учебную задачу: создать виртуальный мир. Из предложенного набора заданий спланировали последовательность действий, которые привели их к конечной цели. Ребята презентовали итоговый «продукт» - «Необычный остров», «Город будущего». Участники проектной задачи показали хороший уровень усвоения предметного материала и возможность применить его в нестандартных условиях.
В начальной школе на этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Важную роль играет не только экспертная оценка учителя, но и самооценка учащихся.
Таким образом, проектные задачи в начальной школе – прообраз будущей проектной деятельности в средней и старшей школе.
Тынянская О.Л.