Педагогический совет «Способы формирования и оценивания ключевых компетентностей как вектор развития метапредметных результатов»
23 ноября в МАОУ лицее №10 г.Советска в соответствии с планом научно-методической работы на 2015-2016 учебный год состоялся тематический педагогический совет ««Способы формирования и оценивания ключевых компетентностей как вектор развития метапредметных результатов (математической грамотности, функциональной грамотность, естественнонаучной грамотности, IT-компетентностей) (ЛН, ФМН, ЕНН)».
Цель педагогического совета: Обсуждение использования основных стратегий, связанных с проблемами обеспечения реализации ФГОС на основной ступени обучения в части, касаемой планируемых результатов и учёта достижений обучающихся по предметам на ступени основного общего образования.
Задачи:
Рассмотреть основные предпосылки перехода российского образования на системно-деятельностный подход в обучении.
Обсудить вопросы, связанные с планируемыми результатами как объектом системы оценки, об эффективной организации накопительной системы оценки.
Обсудить вопросы, связанные с планируемыми результатами как объектом системы оценки, об эффективной организации накопительной системы оценки.
Смоделировать проект индивидуального листа достижений учащегося для систематизации сведений о динамике и продвижении обучающегося в предмете (предметной области).
Обменяться опытом выстраивания индивидуальной оценочной траектории для персонифицированного учёта достижений обучающихся по всем предметам лицейской программы на основной и старшей ступенях обучения.
Стремительное развитие образования ставить перед учителями ряд сложных вопросов, на которые необходимо ответить и с точки зрения социального заказа общества, и с точки зрения повышения качества образования, и с точки зрения выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов:
- Как строить учебную деятельность учащихся, когда, в принципе, на первый взгляд, традиционная система, сложившаяся за десятилетия, даёт свои результаты, но, с другой стороны, стандарты «диктуют» изменить траекторию и по-старому работать, значит, не соответствовать требованиям, так как меняется парадигма образования и получения необходимых результатов?
- Как вести учёт, отслеживать динамику, осуществлять коррекцию, сравнительный анализ результативности с применением новых технологий, как осуществлять комплексный подход к оценке, вместе с тем, не перегружая учителя, у которого, например, 130 учащихся?
- Как оптимизировать труд учителя, чтобы он мог обеспечить качественный учебный процесс?
Первая, теоретическая, часть педагогического совета была посвящена системе международного экзамена, проверяющего функциональную грамотность 15-летних школьников «PISA», для того чтобы определить траекторию дальнейшего развития современного образования в отдельно взятой области.
Очень важно было определиться с широким понятием «грамотности» вообще и с читательской грамотностью, естественнонаучной грамотностью, математической грамотностью, в частности, посмотреть статистику результатов международного экзамена в 2012 году, наметить ориентиры, которые помогут выбрать стратегии, связанные с организацией учебного и внеучебного пространства. А для организации эффективного урока необходимо рациональное сочетание многообразных форм и видов деятельности учащихся.
Самое главное – это планируемые результаты, обозначенные в программах по предметам в разделах «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться», ведь с этими разделами учитель должен работать в течение всего года, отслеживать динамику достижений учащихся, планировать траекторию их личностного роста в освоении предметной области, уметь сопоставить запланированное и полученный результат (в том числе и промежуточный), чтобы вовремя внести коррекционные изменения, если это необходимо и успешно «прийти к финишу», удовлетворив запросы учащихся, родителей и общества.
В результате конструктивного семинара было проведено совместное on-line анкетирование, показавшее, пути решения которых были определены.
Вторая тематическая составляющая – это формирующее оценивание, которое успешно апробировано в учреждении, но требует выработки определенных общих тактик, так как в инновационном режиме всегда трудно быстро сориентироваться и пользоваться разработанным в полной мере, как того требует технологическое обеспечение.
С этой целью были предложены ориентиры дальнейшей работы в направлении оценивания обучающихся и построении системы самооценивания, так как сами мы освоили новое, теперь важно научить учащихся это делать и прогнозировать свой результат, к которому нужно стремиться, а главное – показать путь, который поможет ему уверенно двигаться, осваивая новые уровне, или стабильно «держаться на взятой высоте».
Тематическая составляющая педагогического совета – это работа индивидуальная, в парах, в группах по выработке инновационных стратегий движения вперед «Карта-прогноз индивидуального маршрута успеха по каждому школьному предмету для учащихся 5 класса», то есть первой ступеньки основной школы.
Руководители методических кафедр взяли на себя инициативу и организовали обсуждение предложенных вопросов в своих мини-группах, осветили сложности и перспективы развития системы планирования и отслеживания динамики результативности обучающихся посредством карт-прогнозов по каждому учебному предмету. Прозвучавшие на педагогическом совете предложения были внесены в протокол для их дальнейшей реализации.
Учителям было предложено выбрать свой предмет, «вооружиться» учебниками и планируемыми результатами из рабочих программ, составить основные разделы карты так, чтобы ребёнок или родитель мог понимать, что за год освоит ученик, к каким результатам придёт (предметным, метапредметным, личностном, творческом росте). Обозначив основные ориентиры предметные и общеучебные в начале года, мы сможем спрогнозировать, спланировать будущий образ результата. Поэтому его легче будет достигать при условии знания «куда ты идешь», что надо сделать, если «оступился», где искать помощи или как организовать самостоятельную работу по устранению этих «пробелов».
Каждый учитель-предметник справился с поставленной задачей. Презентация «нового продукта» будет произведена после методической и технической коррекции персональных карт учета достижений учащихся. Начало положено. На педагогическом совете был заложен фундамент будущих карт. Комплексное оценивание и учёт динамики достижений по предмету будет организован.
Рефлексивный момент было предложено перенести на следующее заседание и там же озвучить проект решения педагогического совета. Общее мнение, уверены организаторы, сложилось у всех присутствующих, все понимают, что в необходимости продолжать взятый курс нет сомнений.
В решении педагогического совета отразились задачи, связанные с организацией этого ресурса комплексной системы оценивания достижений обучающихся в лицее.
Педагоги понимают, что технологическая сложность неизбежна, поэтому вопросов больше, чем ответов. Но все готовы работать конструктивно, во благо учащихся, особенно требующих персонального педагогического сопровождения.
Педагогический совет прошёл в созидательной, активной, творческой атмосфере с продуктивным завершением.
Мы продвигаем инновации, которые дают уверенность в том, что качественный ресурс будет повышаться, так как этого требует время.