Профилактика табакокурения
Почему? Какие опасности таит в себе эта пагубная привычка? На эти и другие вопросы ученики 6 «б» и 8 «В» классов узнали ответы на классных часах «Почему нельзя курить?».
Школьники узнали, что курение является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.
К сожалению, в сознании молодых людей курение не считается девиацией. Общественная мораль в нашей стране терпима к курению. В то же время, в целом ряде стран курение признается одной из форм девиантного поведения. Курильщиков отождествляют с наркоманами, невротиками, загрязнителями воздуха, виновниками пожаров и т.п.
Согласно исследованиям психологов, чаще всего причинами курения подростков являются подражание более старшим товарищам, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожим (в том числе и родителям); желание казаться взрослым, независимым; желание «быть как все» в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей. Особенно в тех случаях, когда сами родители курят.
Психолог Ф. Райс считает, что, начав курить, молодые люди продолжают это делать по следующим причинам:
снятие психологического напряжения;
приобретение бессознательной привычки: у курильщиков возникает рефлекс, от которого трудно избавиться;
ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.
Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для заглушения чувства голода.
Таким образом, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.
Задачей этого занятия было;
• привлечь внимание учащихся к проблеме курения и повысить их мотивацию жить без вредной привычки, стремление к психическому, нравственному и физическому совершенству;
• помочь учащимся в осознании масштабов того вреда, которое курение оказывает на здоровье человека, способствовать формированию отрицательного отношения к курению;
• разъяснить пагубное воздействие никотина и компонентов табачного дыма на системы органов человека;
• формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Проблема курения требует к себе постоянного внимания, заключается в пропаганде знаний, проведении индивидуальных бесед с родителями и школьниками.
«Курение или здоровье – выбирайте сами» – этот призыв Всемирная организация здравоохранения выдвинула в противовес тяжёлым последствиям и печальным результатам, связанным с господством табака в современном цивилизованном обществе.
Педагог-психолог Хачатурян С.В