Область слепящего света...
И А.Чехов, и И.Бунин, и А.Куприн считали, что любовь -прежде всего награда для человека, испытание на прочность. И чаще всего она трагична. Но почему?
В традиции русских классиков — не удостаивать героев быть счастливыми, «любить долго и умереть в один день»; на «поверхности земли» любовь не устроить — любовь возможна там, в «области светящего света», там, где «небо в алмазах», где поют ангелы, где все «страдания потонут в милосердии».
Но хочется чего-то новенького и современного. И вот ответы на вечные вопросы мы попытались найти в рассказах нашей современницы, израильского писателя, пишущего на русском языке, Дины Рубиной.
Наш открытый урок литературы по творчеству Дины Рубиной в 11-б классе, который прошел в рамках Недели русского языка и литературы, я назвала просто "О любви и не только". К уроку ребята познакомились с тремя рассказами писателя : "Область слепящего света", "Две истории" и "Дорога домой".
Кто она, Дина Рубина? Ребята решили, что это женщина средних лет, но из рассказа, подготовленного Федяниной Анной, узнали, что Дина Рубина не столь молода, ей уже 62 года; что живет она в Израиле, а думает и пишет по-русски.
Герои ее рассказов обычные люди. Какие они? Это и предстояло нам выяснить на уроке.
Ребята поделились на группы, и в ходе урока каждая группа выполнила кластер и проанализировала эпизод. Одиннадцатиклассники рассуждали на взрослые вопросы, искали ответы в тексте, сопоставляли эти рассказы с произведениями А.Чехова "Дама с собачкой" и И.Бунина "Солнечный удар".
Подводя итоги урока, мы пришли к единому мнению, что любовь в этом мире нужна, без нее жизнь станет скучной и однообразной, потеряет смысл. И теперь в декабре, когда ребята будут писать итоговое сочинение по литературе, у них уже будут подобраны аргументы по теме "Любовь".
Агеева И.В., учитель русского языка и литературы