Старость нужно уважать
В лицее № 10 прошёл социальный урок на тему «Старость нужно уважать».
Социальный педагог Владислав Евсеев побеседовал с учениками 9Б класса о том, что они понимают под понятием «старость». Общение проходило в свободной и раскованной обстановке в актовом зале, с показом двух тематических видео – социального ролика о необходимости уважения к старшим и отрывка их мультфильма «Летучий корабль» с песней хора Бабок Ёжек. В том числе с их помощью, Владислав Анатольевич рассказал детям как изменилось понимание старости с древних времён до наших дней.
Если в древности люди 40 лет уже считались стариками, то сегодня, благодаря медицине, этот порог сдвинулся выше. По оценке Всемирной организации здравоохранения, возрастные категории выглядят так: 25−44 лет - молодой возраст, 44−60 лет - средний возраст, 60−75 лет - пожилой или преклонный возраст, 75-90 лет - старческий возраст и после 90 лет - долгожители. Ребята узнали, что под старостью понимается период жизни человека от утраты способности организма к продолжению рода до смерти, о том, что сегодня на Земле более 800 миллионов пожилых людей в возрасте 60 лет.
Социальный педагог спросил детей как они понимают разницу между просто стариками, и бабушками с дедушками. Лицеисты ответили правильно, сказав, что бабушки и дедушки не обязательно бывают стариками. Внуками люди обзаводятся и в достаточно молодом ещё возрасте, после сорока лет. Затем обсудили роль старшего поколения в передаче накопленных знаний и жизненного опыта молодёжи, помощи детям и внукам. Но если до Эры цифровизации пожилой человек видел и знал гораздо больше, чем его неопытный сын или внук, развитие технологий изменило положение вещей.
«Раньше дети росли, получали знания от стариков, взрослели, приобретали собственный опыт, передавали его своим детям, старели и отдали полученный опыт внукам, - рассказал лицеистам социальный педагог. - Вот почему уважение к старшим было основой морали и старый – практически синонимом мудрый. Поэтому, начиная с древности, во многих культурах существовали советы старейшин и именно они определяли, как жить каждому конкретному племени».
Современный мир развивается вместе со стремительным развитием технологий. Многие старики отстают от жизни, а накопление и передача опыта сегодня переходит от них к электронным книгам и интернету. Там можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. И у многих молодых людей, к огромному сожалению, возникает презрение к старым. Они считают их глупыми и слабыми. Особенно с учётом неприспособленности к IT-технологиям и социальным сетям. Владислав Анатольевич рассказал, что причиной такого отношения бывают и такие неприятные стороны старости, как болезни и старческое слабоумие, объяснил, как можно избежать этого.
«Как отличить плохое от хорошего и вредное от полезного? В этом молодёжи помогут только мудрые старики! Стариком, в итоге, станет каждый из вас! – пояснил Владислав Анатольевич детям. – Поэтому уже сегодня вы должны знать, как жить, чтобы не впадать в ранний старчески маразм. Вы должны постоянно работать над собой, учиться и развиваться. Мышцы нагружать физически, а мозг – знаниями».
Социальный урок подытожили тем, что человек рождён для того, чтобы любить и радоваться, заниматься творчеством и передавать лучшее от старших – младшим. Такая преемственность поколений, независимо от современных высоких технологий гарантия сохранения естественного порядка вещей и существования крепкой здоровой семьи и государства. В качестве примера на уроке разобрали и стихотворение Сергея Михалкова «Одна рифма», которое заканчивается прекрасными словами:
«Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!»
Редколлегия