Жизнь прекрасна!
только человек может изменить себя.
Только человек является архитектором своей судьбы.
В. Джеймс.
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» — стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
С каждым годом проблема самоубийств приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.
Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.
Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних. На этой неделе в нашем лицее прошли классные часы в форме тренингового занятия, по темам "Мифы и правда о суициде", «Мы выбираем жизнь». Целевой группой стали обучающиеся 7 – 10 классов.
Причин для суицидального поведения множество, но ни одна сама по себе не является решающей. Стоит отметить, что подростки могут совершить суицид по казалось бы незначительным поводам. Для взрослого ситуация может восприниматься как несерьезная, а подросток видит многие события совершенно иначе. Французский писатель, философ эпохи Возрождения Мишель де Монтель, сказал: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит».
В этой связи важно научить ребенка преодолевать трудности, воспринимать их как некий жизненный опыт. И, кстати, система дополнительного образования, внеурочная деятельность в лицее этому способствует. Когда ребенок занимается спортом или творчеством, он эффективно переключает свое напряжение на полезную деятельность. Спорт хорошо развивает волевые качества: настойчивость, целеустремлённость, терпение и др. Творчество (сценическое искусство, хореография, живопись и т.п.) выполняет мощную арт-терапевтическую функцию. Во время занятия искусством снимается напряжение, адекватно «отреагируется» тревожность или агрессия. Достижения в таких видах деятельности формируют ситуацию успеха, повышающую самооценку личности. Подросток видит разные грани себя. Поэтому неуспешность в учебе или проблемы в семье можно компенсировать другими видами духовной и практической деятельности.
Педагог-психолог Хачатурян С.В.