Солженицын: человек, гражданин, писатель…
Когда явился Солженицын
и спас честь русской литературы,
его явление было как чудо.
А.Якобсон.
Сегодня в 11 "А" классе был проведен необычный урок литературы. На занятии Анастасия Новикова выступила с презентацией о нелегкой судьбе Александра Исаевича, о его семье и о том, какими качествами обладал этот человек. Мы узнали, что А.И. Солженицын – выдающийся, всемирно известный писатель, лауреат Нобелевской премии (1970). Его творческое наследие принадлежит к наиболее значимым ценностям русской литературы. Писателя рассматривают как фигуру уникальную для своего времени. Его называют писателем-пророком, занявшим традиционную для классической русской литературы учительную позицию. А. Солженицын – крупнейший мыслитель, властитель дум интеллигенции последней четверти ХХ века.
Особый интерес был проявлен к произведениям, которые в основном автобиографичны. Фурсова Камилла представила обзор повести «Один день Ивана Денисовича, которая оказала огромное влияние на общественное сознание целого поколения советских людей. По свидетельству самого автора, рассказ был написан за сорок дней. Первоначальное заглавие «Щ-854. Один день одного зэка» было изменено, в связи с рекомендацией А.Т. Твардовского. Главный герой – образ собирательный. Главная тема повести – судьба России. Главный герой – русский крестьянин, носитель лучших черт и нравственных начал русской нации. Повесть – квинтэссенция «лагерной» темы, в ней правдиво и с редкой художественной выразительностью показана лагерная жизнь. Солженицын – мастер создания интересных и психологически убедительных образов.
Латыпова Анжелика подготовила обзор рассказа «Матренин двор». Рассказ также построен на автобиографическом материале. В центре проблематики – мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и умирания деревни.
В произведении «Архипелаг ГУЛАГ», о котором поведал Крамар Кирилл, А. Солженицын собрал обширный исторический материал, использовав, в частности, показания 227 свидетелей, бывших узников советских концлагерей. Автор посвятил произведение всем жертвам коммунистического тоталитаризма. С точки зрения жанрового своеобразия несет в себе черты новаторства, представляя новый тип произведения, пограничный между художественно-документальной и научно-популярной литературой, а также публицистикой. В нем выражена сквозная для всего творчества Солженицына идея победы над злом через жертву, через неучастие во лжи.