Старт-ап открытых мыслей (Флайеры вечных проблем современности)
Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. Читая классику, старшеклассники пытаются разобраться в том, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Особенно в период подготовки к итоговому сочинению.
Использование метапредметной технологии на уроках литературы и русского языка способно воздействовать на мировоззрения одиннадцатиклассников. Поэтому не последнее место на уроках занимают литературные дискуссии, они весьма ценны в гражданском воспитании. Дискуссии развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности.
При изучении художественных текстов важно обратить внимание учащихся на значимые нравственные размышления писателя. В процессе учебной дискуссии происходит диалогическое взаимодействие, обладающее большим педагогическим потенциалом для развития духовности и нравственности учащихся. Рецептов готовых урок не дает, но всегда должен давать пищу для ума.
Так образом, при изучении творчества И.А.Бунина, А.И.Куприна, Л.Андреева, старшеклассники познают бережное отношение к родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Помогает в этом размышлении над словом анализ произведений. Так, на последнем уроке литературы учащиеся 11-б класса рассуждали над понятиями «истина» и «сострадание». Что лучше? Эта дилемма встала перед старшеклассниками во время анализа драмы М.Горького «На дне». Небольшая творческая работа дала возможность ученикам взвесить все «за» и « против», сформулировать свою собственную позицию.
В процессе восприятия художественного произведения школьник имеет возможность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных ориентиров, получать опыт нравственной оценки, опираясь на произведения русской литературы.
Агеева И.В., учитель русского языка и литературы