Функциональная грамотность на уроках русского языка
Важнейшим показателем функциональной грамотности человека является его самостоятельность. Одна из главных функций обучения любому предмету – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, умений применять знания и навыки в различных жизненных ситуациях, а затем полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Поэтому главная задача учителя - научить ученика учиться. Как же это сделать?
Например, при работе по объяснению нового материала учителя создают проблемную ситуацию. При таком обучении деятельность учителя состоит в том, что, создавая проблемную ситуацию, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов дети самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определённые понятия.
При повторении изученного, слушатели работают над тем, чтобы использовать поисковый метод обучения. При закреплении изученного материала учителя используют проблемную ситуацию: закрепление организуется путём постановки перед детьми теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих средний уровень проблемности. Учителя строят работу так, чтобы ученики совершали логические операции самостоятельно, раскрывая сущность изученного понятия.
Учителя работают над тем, чтобы научить детей овладевать навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; грамотного беглого чтения;
Полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения. Учителя работают над тем, чтобы научить детей сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. Развитие речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов, составления устного рассказа по опорным словам и словосочетаниям, составления телеграмм, памятки, инструкций, синквейнов. Учащиеся должны уметь писать сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме для развития письменной и разговорной речи, определение типов и стилей текстов. Для осмысления содержания текста учителя используют приемы: чтение с остановками, чтение с пометками, составление кластеров, графических оргнайзеров, позволяющих систематизировать и структурировать знания. Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметной компетенций.
В рамках месячника филологии «Я люблю слово» на уроке родного языка в 7-б классе закрепляли тему «Исконные и заимствованные слова». Ребятам было дано задание заполнить таблицу, проработав материал в учебнике, а затем всем классом составлялся общий кластер по данной теме.
На уроке русского языка семиклассники систематизировали свои знания по теме «Однозначные и многозначные слова». Учились классифицировать информацию, выделять главное в предложенном тексте, формулировать проблемные вопросы.
Такие приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.
Агеева И.В., учитель русского языка и литературы.