Олимпиада «Внимание, эксперимент! »
Организаторы: Жданова А.П., Кошевец Д.В.
Время проведения: 6.04.2018 года
Олимпиада состояла из двух частей:
1 часть. Подготовила и провела Жданова А.П.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Цель работы:продолжить формирование навыка работы с микроскопом путём приготовления микропрепарата растительной клетки на примере клеток кожицы лука.
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование познавательных интересов и практических навыков;
Мотивация к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.
Предметные:
Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
Сравнение биологических объектов и процессов;
Знание особенностей строения клеток растений и различение структур клеток на живых объектах;
Продолжение формирования навыков приготовления микропрепарата, умение рассмотреть его в микроскоп.
Метапредметные:
Овладение составляющими исследовательской деятельности;
Овладение познавательными УУД (сравнивать, определять, владеть методом
наблюдения и фиксации результатов);
коммуникативными (адекватно использовать речевые средства для
формулирования умозаключений, умения работать в парах);
регулятивными (самостоятельная работа по инструкции).
Подготовка к работе:
1. Подготовка оборудования: на столах для каждого учащегося приготовлены подключенные к сети электрические микроскопы, подносы, на которых находятся: сочные чешуи лука, предметные и покровные стекла, салфетки, пипетки, стаканы со слабым раствором йода, пинцеты, скальпели, препаровальные иглы.
Организация детей в процессе работы:
1. Правила техники безопасности: инструктаж об аккуратности во время работы, так как работа связана с режущими (предметные и покровные стекла, скальпели) и острыми (препаровальная игла) предметами. Нельзя вставать и ходить по классу во время проведения работы (мешают работать другим), резко двигаться, так как ценные оптические приборы при падении могут разбиться. Все действия производить над подносом (пролитая настойка йода имеет красящий эффект)
2. После проведения инструктажа по технике безопасности на одну парту выдается набор из микроскопа, подноса с приготовленным оборудованием и инструкционной карточки для проведения работы.
Ребята приступают к работе, руководствуясь инструкционной карточкой, в которой указаны цель, оборудование и перечень действий, которые необходимо расположить в правильном порядке и результат занести в таблицу. После этого готовят микропрепарат кожицы лука и результат показывают учителю. Рассматривают под несколькими увеличениями, меняя окуляры револьвером микроскопа, находят органоиды клетки.
Инструкционная карточка
Лабораторная работа Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука Цель работы: Приготовить микропрепарат растительной клетки на примере клеток кожицы лука. Оборудование: чешуи лука, микроскопы, предметные и покровные стекла, салфетки, пипетки, стаканы со слабым раствором йода, пинцеты, препаровальные иглы, фильтровальная бумага. Ход работы: Опишите последовательность приготовления препарата кожицы лука при выполнении лабораторной работы,используя предложенные указания. Выполните практическую работу. 1. Накройте препарат покровным стеклом и удалите излишки влаги. 2. Настройте свет. 3. При помощи пипетки капните на тщательно протертое салфеткой предметное стекло каплю слабого раствора йода. 4. Настройте микроскоп для работы 5. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком. 6. С нижней поверхности чешуи лука пинцетом снимите небольшой кусочек прозрачной кожицы и положите его на каплю раствора йода. Расправьте кожицу препаровальной иглой
|
2 часть. Подготовил и провел Кошевец Д.В.
Ферментативная природа белков.
Подготовка к работе:
1. Подготовка оборудования: подготовлены картофель, 2 пробирки для сырого и варёного картофеля, перекись водорода.
Организация детей в процессе работы:
Выданы инструкционные карточки, в подносы помещены штативы с 2 пробирками, в которых находится по кусочку сырого и варёного картофеля и склянка с перекисью водорода.
Выполняют работу в соответствии с положениями инструкционной карточки. Вывод пишут на листе с инструкционной карточкой.
Инструкционная карточка
Лабораторная работа. Ферментативная природа белков. Цель: выявить действие фермента каталаза на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует. Ход работы. 1. Поместите в первую из двух пробирок кусочек сырого картофеля, во вторую - кусочек вареного картофеля. 2. Прилейте в пробирки по 2 мл 3%-го раствора H2O2. 3. Запишите наблюдаемые в каждой пробирке явления. Запишите вывод (формулируется в соответствии с целью работы) |
В результате проведения двух частей олимпиады учащиеся выполнили поставленные перед ними цели.